Землетрясения, вулканические извержения не минутный каприз природы, а часть мощных планетарных процессов. Глубинные процессы протекают медленно. Землетрясения, извержения вулканов, особенно сильные, готовятся долго: годами, тысячелетиями. Длительное накапливание колоссального количества тектонической энергии не может проходить бесследно - не подлежит сомнению, что землетрясения, извержения как-то оповещают человека о своем наступлении множеством различных сигналов. Быть может, мы только небольшую часть их знаем и просто не умеем слушать предупреждения нашей планеты.
Возникает и другой вопрос: а не может ли быть так, что точные и надежные прогнозисты подземных бурь находятся у нас под рукой, а мы их не знаем, не пытаемся найти, изучить и привлечь в помощь?
Жители плотно заселенных сейсмически активных областей, вероятно, первыми обратили внимание на беспокойное поведение некоторых животных перед началом землетрясений и вулканических извержений. В настоящее время известно около 70 видов животных, зарекомендовавших себя в качестве прогнозистов землетрясений, вулканических катаклизмов, которых мы вправе называть "живыми сейсмографами".
Общий, даже неглубокий анализ всех собранных сведений позволяет выделить два основных типа поведенческих реакций животных на приближающееся землетрясение или назревающее извержение вулкана: первый - изменение общей эмоциональной реактивности животного, не сопровождающееся целенаправленным поведением. При этом отмечается возникновение неясной тревоги, беспокойстве, выражающегося в повышении двигательной активности, вставании шерсти дыбом, дрожи, вое и т. д. Как правило, такое диффузное беспокойство возникает или при землетрясениях со сравнительно небольшой магнитудой, или в районах, удаленных от эпицентра, ил при довольно большом времени перед сейсмической активности. Второй тип поведенческих реакций связан с возникновением целенаправленного поведения. В подавляющем большинстве случаев такое поведение обладает всеми характерными признаками реакций, возникаемых при появлении опасности. Так, у многих домашних животных отмечается бегство из помещений, дикие животные покидают норы и мигрируют из районов будущих землетрясений и извержений вулканов.
Чутко реагируют на приближение подземных гроз многие животные. Далее поговорим только о реакции представителей кошачьего племени. В преддверии землетрясения эти обычно спокойные, порою на вид даже ленивые, грациозные животные резко преображаются. Одни, как это было многократно замечено, в состоянии сильного возбуждения становятся неистовыми: беспорядочно мечутся по комнатам, скребут когтями двери, пытаются вырваться из дома. Другие, взъерошив шерсть, трусливо дрожат, громко мяукают. Третьи, если у них есть котята, как правило, переносят их в другое место, прячутся вместе с чадами по разным закоулкам. Четвертые, вероятно наиболее восприимчивые к сигналам назревающих сейсмических событий, молча покидают свое место жительства за несколько дней до катаклизмов и возвращаются к своим хозяевам только тогда, когда проходят афтершоки.
Аномальное поведение кошек было зафиксировано некоторыми жителями Ашхабада перед землетрясением 5 октября 1948 года.
Знаменитый пароксизм Монтань-Пеле в 1902 году. В середине апреля 1902 года вершина горы вулкана Монтань-Пеле острова Мартиника начала сильно куриться. И это после 50 лет безмятежного сна. 23 апреля на город Сен-Пьер выпал небольшой пепловый дождь, а 6 мая низверглись десятки тысяч кубометров раскаленного пепла. 8 мая сторона вулкана, обращенная к городу Сен-Пьер, распахнулась. Из нее вырвалась огромная черная палящая туча и с ревом ринулась вниз по склону. Через несколько секунд Сен-Пьер исчез под огромным покрывалом. Все обитатели города погибли менее чем за минуту. Так вот, кошки расстались со своими хозяевами заблаговременно, не дожидаясь, когда взорвется Монтань-Пеле. Несомненно, что причины, побудившие кошачье племя обратиться в бегство, были весьма и весьма существенными. Только чувство тревоги, непреодолимый страх могли заставить кошек перебороть свою врожденную, очень сильную привязанность к местам обитания и бежать от них без оглядки.
Аналогично поступили кошки, обитавшие в Вестманнаэйяре в 1973 году перед извержением Хельгафелдля (Исландия). Они дружно, за сутки до извержения вулкана, покинули город. "Если вулкан вновь задумает "поговорить",- шутят теперь жители возродившегося из пепла Вестманнаэйяра,- нас об этом заранее предупредят наши кошки".
А вот совсем недавняя история. Один почитатель кошек, узнав об этой статье, рассказал мне следующее.
"Я живу в Иркутске. Это сейсмоопасная зона. В 1998 году моя кошка очень странно себя вела перед землетрясением. Пряталась под кровать, громко мяукала, бегала за всеми, как хвостик. Боялась... Вскоре и начались толчки. Страшноватенько было:"
Интересные факты, неправда ли?
Таким образом, у человека, пожалуй, есть точные прогнозисты или оракулы землетрясений и извержений вулканов, как в лице только кошек, так и всех животных в целом. Вопрос только в том насколько человек способен понимать их предсказания.